07 мая 2015

Короткие Отзывы: КомМиссия-2015, часть 10


изображение Ну что, конец уже близко. Вот-вот. Совсем скоро. Завтра.

Я постараюсь.

Ради такого случая вот вам мультик простой и понятный.



Ну и комиксы.

Работы, отобранные для участия в конкурсе всё ещё выделяются курсивом.

Настя и Вова – знаете, какова основная проблема этого симпатичного точечной угловатостью рисунка комикса, или во всяком случае этой подборки стрипов? Примерно понятно, что из себя представляет эта пара – но что из себя представляют эти люди, он и она по отдельности? Когда нам показывают их общее взаимодействие с миром (как реальным миром, так и эфемерным пространством ожиданий читателя), получается ярко и весело, как только же речь заходит об их общении друг об друга или об одиночном столкновении его или её с окружающими людьми и вещами, комикс сваливается на костыли стереотипов, в лучшем случае «общечеловеческих» (с возрастом мы меняем отношение к еде! Современные кофейные напитки сложные и уже не про кофе!), а в худшем – противные и вредные гендерные (шоппинг! Шоппинг!!!). Кому-то, конечно, и так смешно, но по мне это как минимум лениво и неизобретательно.

Аша – знаете, сперва я хотела написать, что этот комикс чудесен идеей, но страдает реализацией. Что слишком грубо оформлены кадры, что топорна расплывчатость увиденного слепнущими глазами. Что линии стоило бы быть сильнее, напористей и в то же время экономнее. Что автор ленится на задниках. Что в покраске надо было бы быть попоследовательней с насыщенностью. Что шрифты плохие. Что при всём том рисунок всё равно производит очень хорошее впечатление, что на последних двух страницах он очень силён, хотя содержание самих страниц и вызывает вопросы. Что история всё равно бьёт и жмёт, что её неловкий ритм на удивление уместен, что именно он придаёт всему рассказу вкус… настоящего, что комикс всё равно хочется хвалить, хоть недостатков там и выше крыши. Я хотела написать всё это, но перед тем как начать, я решила показать комикс соавтору. И он, время от времени куда более внимательный, заметил, что к этой вещи автором прилагается рвущий душу саундтрек. К истории о глохнущей девушке, которую мы встречаем уже со слуховым аппаратом на и в ухе. У внешних слуховых аппаратов, что бы вы знали, и я в том числе к автору обращаюсь, не решена проблема с правильной передачей тона. Люди с ними воспринимают музыку плохо.
Но это ведь не важно, так? Какое отношение люди с синдромом Ушера имеют к комиксу про человека с синдромом Ушера, правильно? Это ведь не для них, не про них. Это не про попытку передать, отразить их опыт и чувства, поделиться ими. Это про нас, про слышащих и видящих, про наши максимально раскручиваемые доступными способами чувства, про наше ох какое возвышенное и пронзительное бултыхание в идее «биологической безвыходности». Про наши сентиментальные слёзы и сопли, про наш катарсис, после которого мы отряхнёмся и, одухотворённые, пойдём дальше с поднятой головой. Знаете, как это называется? «Эксплуатация». Автору захотелось поиграться с эмоциями и он решил, что уместно использовать для этого реальные и очень специфические проблемы других людей. Выборочно использовать, удобными для посыла частями.
Ну и как вам это – нравится?

Когда мы все умрем... – какая очаровательная подростковая фантазия. Ну конечно же там есть девочка, которую никто не понимает, в то время как она видит будущее и говорит с ангелами. Ну конечно же апокалипсис с бунтами, вирусами, зомби, мутантами и сошедшими с ума боевыми роботами, как фон для проявлений этой девочки. Конечно же она не будет напугана и поразит даже бывалого солдата своими способностями. И конечно же все умрут, а она останется и полетит к свету, и у неё будут свои крылья. Страха нет! Сперва мы красиво будем лежать на поддуве снизу, а потом сразу же откроем дверь, потому что! Воспринимать это всерьёз невозможно, хотя у художницы и видны зачатки таланта. К рисованию, не к написанию сценариев. И не к выбору шрифтов.

История Злой Сестры – мы все любим новый взгляд на старые сказки, так? Нам всем нравится, когда знакомая с самого раннего детства история рассказывается по-новому, с новой трактовкой, с неожиданным взглядом на события, когда из древних слов вырастает новый смысл?
Ну так вот, здесь ничего подобного не происходит. Автор нам нагло врёт: это не «то, что могла бы рассказать нам сестра Золушки». От «Золушки» тут только история нового замужества матери-вдовы и вышедшая замуж за принца сводная сестра, никакого постмодернистского обыгрывания тут нет, есть скучное «всё было совсем не так… в смысле СОВСЕМ не так» (если бы я хотела, чтобы этот разговор затянулся, я бы обратила особое внимание на то, как нам говорят о телах худых и «полнокровных») и скучная же, прилепленная сверху, плохо сочетающаяся с заданным в начале форматом «рассказа на камеру» история романтического спасения страдающей от непонимания общества героини прекрасным незнакомцем. Жалующаяся на то, что для публики они с сестрой не более чем набор придуманных недостатков, а не живые люди, героиня совершенно лишена какой-либо индивидуальности, а сестра её так и вовсе беззвучная статистка. Текст из рук вон плох: что значит «она делала это специально», откуда взялись внезапные «вещие сестрички», что значит «у Злой сестры нет «долго», если «века» спустя сёстры продолжают существовать? Оформление текста просто ужасно, рисунок – работа с линией и, временами, со штриховкой, – небезнадёжен, но гуляющий стиль, гуляющие же размеры с пропорциями и периодические странности перспективы отвращают.

Предатель – почему люди, которые понятия не имеют, да что там, даже хоть сколь-нибудь смутно не догадываются, что такое комиксы, пытаются делать комиксы?! Хватит, всё, я устала проговаривать одни и те же вещи про стены текста и абсолютное нежелание использовать рисунок для чего-либо, кроме изображения выплёвывающих этих текст голов. Вы думаете, это так просто, да? Вы думаете, что сделать из литературного произведения комикс элементарно – достаточно просто взять уже готовый текст, разложить его по баллонам и плашкам и что-то там рядом кривенько накалякать, да? Да пошли вы…

What's Up – маленькая подборка, понять общий дух, общий настрой комикса на её основании не очень выходит. Показанные четыре стрипа скорее удачны, но по-разному, создаётся впечатление, что автор всё ещё находится на этапе нащупывания, проб и ошибок. И вот ещё что: «версия» не может быть «действительной».

Иногда – скринтоны назойливы, но необходимы: без них очерченные ярким, но печально-вялым контуром фигуры людей расплылись бы в аморфных медуз. Художник расточителен, тут много лишних кадров. Ритм при этом всё равно сбивается, прыгает, и возникающая необходимость угадывать, что именно происходит, не позволяет совпасть с настроением, которое пытается создать автор. Гротеск способен сделать из обыденной ситуации обострённо-комедийную, но тут попытки показать гипертрофированность реакций и фантазий разбиваются о невнятность картинки. Плохо.

Про Шубы – социально-рекламный комикс. Неумело-обаятельный рисунок, плохо оформленный текст, любопытная метафора… и в общем всё. Доходчиво, но совершенно неинтересно, сделаем обучение простым истинам чуть менее скучным, но не более того. Посыл в определённом смысле проблематичен, но, как правильно заметил соавтор, это – разговор для другого уровня дискуссии.

Призрачные крыши – вот всё бы ничего, но героиня принципиально отказывается находиться в кадре, не позируя, а у юноши в бежевых штанах постоянно меняются пропорции тела. Впрочем, с пропорциями тут вообще беда: попробуйте-ка, глядя на шестую страницу, определить рост девушки и высоту двери. Ну и над тем, как покрашена стена, под каким углом к земле идёт зелёная полоса, и с какого момента она вообще идёт под углом, можно тоже погадать. И так далее, и тому подобное. Технических несуразностей так много, что лёгкий, игривый рисунок с насыщенной, но всё равно прозрачной покраской с какого-то момента начинает попросту раздражать, а комикс приобретает неприятный вкус кустарщины.
Сюжет губит неумение создать напряжённую атмосферу, загадки и волнения здесь не чувствуется, испытываемое героиней беспокойство так и не передаётся читателю. Без них от истории остаётся пшик, и хочется задать вопрос о том, зачем нам это всё рассказали. Правда, ещё больше хочется спросить, собирается ли кто-нибудь чинить решётку, ограду крыши? Или главный сюрприз в том, что на самом деле все герои искренне хотят, чтобы с этой крыши действительно кто-нибудь сорвался?

"ВОЗВРАЩЕНИЕ" – слепленные лёгкими гуляющими завитушками объёмы тут обладают одновременно величественностью каменного барельефа и уютной неловкостью лубка. Это размеренная, сознательно антидинамичная вещь, здесь каждый кадр – как отдельная история. С первоисточником автор обошёлся очень аккуратно и в то же самое время очень смело, платоновский текст тут возведён в абсолют медитативных рассуждений о тяжёлом дыхании вечности. Изложенная так история превращается в легенду. Да, местами тут приняты странные решения, использованы сомнительные, нарушающие ритм планы (вся девятая страница), лица в профиль оказываются неприятно сплющенными, но в целом – сильно. Я даже деликатно не замечу, что в синопсисе писатель назван не тем именем.

УВБ-76 – одинокий поросёнок, ответственный за Важную и Нужную штуку – невольно вспоминается «Хранитель плотины». Нарисован комикс отлично, художник – однозначный мастер того, что в английском языке называется сложно переводимым словом cartooning. Смена стиля смущает разве что самая первая, причём прежде всего уплотнением контура (на цветных страницах он для такой покраски слабоват и не держит нарочито-грязные потёки), потом всё вполне органично. Использование фотографии поезда сложно назвать успешным, хотя прочие фотографические фоны радуют. Середина комикса собрана как большой тревожный сон, одновременно абсурдная и абсолютно связная последовательность образов и действий. Их можно толковать на знаково-ассоциативном уровне, а можно, следуя заветам сюрреалистов, прислушиваться к отзвукам увиденного в себе. Слабее всего тут сюжетная рамка, собранная из приевшихся и не наделённых новой или хотя бы просто интересной трактовкой клише, что, к сожалению, «приземляет» середину – которая, как выясняется по итогам, эти самые клише обслуживает. К тому же, когда в кадр влезает текст, выясняется, что встраивать его в картинку у автора не получается.

На кухне – соавтор (я устала и мне нужна помощь!) говорит, что это – «мангастрип». Мне судить сложно, но привкус «Хэлло Китти», её убойной карамельной розовой прелестности, ладно уж, кавайности, чувствуется точно. Здесь есть системные проблемы со структурными излишествами – в четырёх из шести представленных стрипов четыре кадра не нужны, трёх бы вполне хватило. Так же в общем-то не нужны и отдельные названия стрипов.

Старинный метод – специальный Не-Приз от Стэна Ли той, кто найдёт по ссылке комикс!

Моменталист. Вид из окна – зачем эта вещь существует, а? Ну то есть очевидно же, что автор совершенно не готов и не настроен сделать что-нибудь с имеющимся костяком небезынтересного сюжета, что реализация как будто специально выбрана такая, чтобы читатель заскучал. Вот слова, около них примерно, условно, как будто срисованные с быстренько выбранных из фотобанка поиском по ключевым словам, подходящие картинки. И со "срисованными" это я ещё щедро, контур тут на "отстаньте", а о мутной плоской покраске лучше и не вспоминать.

Бен Ган – разумеется, это совершенно беспомощно. Плохой рисунок, плохая покраска, плохая раскадровка - несомненно, да. Дальше первой страницы читать это смысла нет. Ну то есть есть, если хочется насладиться буйством девятилетней фантазии (я не знаю сколько лет автору, я только о фантазии!). Таскающий пистолет попугай! Дикари, приносящие героя в жертву затаившимся на заброшенной советской военно-экспериментальной базе мутантам! Тот самый герой, в одиночку крошащий десятками этих мутантов, выращенных, чтобы стать суперсолдатами! Младшешкольный треш как он есть.

0 comments:

Отправить комментарий