06 мая 2015

Короткие Отзывы: КомМиссия-2015, часть 9




Да уж, длинные я себе устроила выходные. Соскучились?
Я так и знала, что нет.

КомМиссия началась и идёт, впечатления от того, что я там увидела (пока?) первого мая оставлю при себе, тем более что я туда ещё зайду. Вместо этого будет видео, которое я не выбрала в прошлый раз.



Ну а теперь, с правильным настроением, продолжим.

Работы, отобранные для участия в конкурсе всё ещё выделяются курсивом.

Посредник. – этот комикс однозначно можно похвалить за (сравнительно) грамотно собранную и до последней трети с нужной скоростью, с нужной периодичностью вбрасывания кусочков мозаики, развивающуюся интригу, за общий костяк сюжета (ну, точнее, за показанную его часть). К сожалению, на этом поводы для похвалы заканчиваются. Главный герой комикса совершенно лишён индивидуальности (а уж за тридцать страниц автор мог бы и сподобиться), прочие персонажи обладают в лучшем случае речевыми тиками. Диалоги неловкие, впихнутая в них экспозиция местами режет глаз. Рисунок чрезмерно минималистичен, вместо лаконичности мы имеем холодную пустоту. Чёткий, яркий но минимально детализирующий контур плохо сочетается с «реалистичным» стилем, что особенно заметно, когда речь заходит о лицах: выделение черт лица карикатурно-условно, но сами они при этом карикатурностью не отличаются. Тут могла бы помочь более плотная, насыщенная, смело лепящая объёмы покраска, но увы. От слабой детализации страдают и выражения лиц: кажется, что большую часть времени рты большинства персонажей растянуты в кривых и неестественных каменных улыбках. К тому же комиксом взят крайне сомнительный ритм: я понимаю, что имеется в виду, и как бы это выглядело, имей мы дело с движущейся картинкой, но комикс – форма со своим собственным языком, здесь такое множество кадров-планов создаёт впечатление растягивания сцен назойливым дроблением. О, и с выделением флэшбеков тут всё плохо.

Слуга и Господин – любовь… к… многоточиям… неубиваема… Как и вечная любовь подписывать изображаемые действия. Текст оформлен преотвратительно, переносы с тире при полупустых баллонах шаблонной «неправильной» формы – это просто убого. Для справки: «нахваливать» и «расхваливать» не синонимы – ни слову «хвалить», ни друг другу. Пропорции гуляют, страницы периодически неоправданно-полупустые, но основная проблема тут явно не во всём этом.
Я же понимаю, что это за история. Что имеется в виду, что подразумевается. И потому я нахожусь на распутье. Ведь, строго говоря, подходить к оценке фетишной (в смысле фетишизации определённой схемы отношений) порнографии с теми же критериями, что и к оценке вещей, для которых удовлетворение определённого рода потребностей (потому и «порнография», да, я сознательно использую это слово в крайне широком смысле) авторов и аудитории не является основной целью, не совсем корректно. Как просто художественное произведение эта вещь никуда не годится: тут нет ни персонажей, ни оправдывающего слова «продолжение следует» (какое, к чертям продолжение, вы что, вот это вот считаете началом, а не от силы недопрологом?!) сюжета, ни идей. Однако если читать это так, как его читать предполагается, то всё выглядит чуть-чуть по-другому. Умы целевой аудитории этой манги натасканы достаточно, чтобы понять, что и как, чтобы из вялых клише достроить будоражащее вступление, чтобы впихнуть в пустые сосуды героев и хитиновый панцирь фабулы весь потенциал фантазии. Фильм о том, как преподаватель просит тридцатилетнюю старшеклассницу в завязанной над пупком и рвущейся под напором силикона шестого размера белой рубашке задержаться после урока, в общем-то тоже, знаете ли, не выдерживает как художественное произведение совершенно никакой критики. Я притом не говорю, что в случае применения альтернативных критериев, оценка будет лучше (особенно если не отказываться говорить об идеологическом наполнении). Просто это будет другой разговор. Так вот: правильно ли даже думать об этом разговоре тут, или мы всё-таки считаем, что раз у нас общий конкурс, то все всем равны?
А, ну и шутку про то, что одного героя зовут Кристиан, а фамилия второго - Грей, придумайте сами. Вы можете, я в вас верю.

Мне снился сон про ядерную войну... – очень неплохо. Тяжёлые, забитые ломаными линиями, беспокойными углами и жёсткими пятнами чёрной заливки страницы нужным образом угнетают, «подземные» кадры правильно клаустрофобичны, люди и предметы в них скучены, а пространство – скукожено. При выходе «на свежий воздух» не расслабляющийся рисунок дополняется удачным использованием пустот, что позволяет одновременно обозначить радикальную смену настроения места действия и сохранить всё накопленное напряжение. Комикс притом скорее сырой, диалоги просто картонные, но недостатки тут почти полностью искупаются добавляющей новый смысл фабульно в общем-то стандартной жанровой зарисовке рамкой: название и первый и последний кадры комикса придают происходящему почти мистическую силу поднимающегося из глубин сознания предчувствия.

Масленица – вот такие случаи, правда, очень обидны. Рисунок приятен, это сочетание мягких но ярких мелков, тонких гуляющих линий и интересной работы с перспективой обладает неплохим потенциалом. И подход автора к чисто визуальным деталям (Мардж Симпсон, памятник Ленину) хорош. Вот только использованы они совершенно бездарно. Нам сразу говорят, что это «стихотворение с картинками» и тут уже можно было бы придраться с разговором о том, что есть комикс, а что комиксом не является, но дело в том, что автор, формально говоря чистую правду, несколько лукавит, играя с ожиданиями читателя: картинки разбавляют текст стихотворения, представляя как бы прошедшую цензуру версию описываемых событий. Никаких ран, никаких «резали и рвали», всё ярче и чище.
Взаимодействие текста с картинкой лишает силы и то, и другое, разбавление эмоционального заряда другим, с той же идеей, но меньшей резкостью, лишает концовку силы и превращает аллегорическую драму в невнятный тряпичный балаган.
А, ну и стихотворение – плохенькое. «От ног до самых плечь» и «в огонии» – ну да, ну да.

Сумеречный Изгой – я понимаю, что претензия тут не к автору комикса, но… «Язык не поворачивался назвать, стоящее передо мной, существо человеком. Больше всего он походил на узника концлагеря», – оставив за скобками вопрос о том, стоит ли благодарить за этот фрагмент автора комикса или редактора книги (там ведь был редактор, да? Ну просто из приведённого тут текста это не очевидно), сосредоточусь на смысле, то есть на том, что автор текста ненароком говорит об узниках концлагеря. Это не то чтобы удачное сравнение, хочу сказать я.
А вот уже про сам комикс: это не комикс. Это – набор неудачных, кривеньких иллюстраций с мельтешащей детализацией. Иллюстраций, которые мешают представить описываемое событие.

Эхо придуманных слов – отвратительно. Автор, кажется, вообще не очень понимает, что такое комикс и как он работает. Раскадровка тут почти отсутствует как идея, большинство кадров нужно прежде всего для того, чтобы подставить очередную говорящую голову к очередной стене текста. Пространство, не занятое тем самым текстом, перегужено откровенно грязным рисунком. Художника можно похвалить за попытку сделать картинку пластично-динамичной, но, увы, успехом результат назвать невозможно. Сюжет губят несимпатичные и неинтересные персонажи, говорящие одним «саркастическим» голосом, негативное остроумие и убитая в младенчестве тяжеловесными диалогами интрига.

Автопилот – очень (снова), раздражающе сыро, с первой по третью страницу неприятно спотыкается ритм, неудачное излишней чёткостью карикатурных черт лицо главного героя, но вторая половина третьей, четвёртая и пятая страницы так прекрасно собраны, так поэтично сконструированы, что за них многое можно простить.

Adventure Of Sam – вот знаете что? Вот пусть кто-нибудь попробует встать в позу девушки на обложке. Вот именно в такую позу, то есть не просто в любимое мангой положение имени разрывающегося мочевого пузыря, а ещё и с полусогнутыми ногами, оттопыренным задом, склонённым торсом и ни на что не опирающимися руками. И всё это – на мысках, если судить по икрам. Я не буду предлагать продержаться в этой позе хоть сколько-нибудь времени, это-то и я, допустим, могу. Я предлагаю задуматься над тем, зачем человек может захотеть, добровольно и по собственной инициативе, сделать это со своим телом, какая ситуация может этого потребовать. Подсказка: «необходимость выдать фансёрвис» – плохое объяснение, хотя бы потому что даже фансёрвис можно выдавать без таких издевательств. Выше, если что, было замечание общего характера, относящееся ко всем подобным потугам нарисовать сексуальненько, потому что проблема однозначно системная . Автор данной конкретной манги в принципе может все эти слова благополучно проигнорировать, потому что у него всё независимо от безусловно прекрасно. Прекрасен рисунок, прекрасно оформление текста, прекрасна общая этого текста грамотность (особо прошу обратить внимание на отношения автора с пробелами, все эти «что бы», «от туда» и «незнаю»), прекрасно то, что, видимо, надо считать характерами, личностями персонажей, прекрасны то появляющиеся, то исчезающие вроде как металлические конечности героини и её меняющееся от кадра к кадру имя, прекрасно то, как автор иногда забывает про направление чтения манги, прекрасна повязка и причёска Наруто, прекрасно… я же говорю, всё. Эту мангу надо читать, ей надо наслаждаться, её надо ценить и любить. То есть да, чтобы встроится в нужный ритм, придётся попотеть, первые пару страниц глазам и мозгу будет больно, но потом…

Маша и Медведь – ядовитенько! Я о цветах, если что. Коммерчески грамотно, технически выверено, умеренно-бездушно, вполне встраиваемо в франчайзовый комплект из мультиков-игрушек-сладостей-чего там ещё для детсадовцев. Яростно-зелёные глаза Маши с огромными радужками и путешествующими по этим радужкам неизменно сбившимися в точки зрачками будут преследовать меня в моих ночных кошмарах. И, я так понимаю, первая история должна что-то там рассказать подрастающему поколению про социальные сети. Что-то поучительное, с моралью. Какой, кстати? Потому что показанное имеет весьма условное отношение к реальным возникающим при использовании соцсетей проблемам. Весьма условное отношение к тому, как соцсети работают, что уж там.

История краба, который хотел стать балериной – и снова я задумываюсь, не с пародией ли мы имеем дело. Потому что это действительно довольно остроумно: взять донельзя штампованную историю стремления и успеха вопреки всему, и абсурдизировать её, поставив на место главного героя краба. Ну или это и есть та самая до буквы штампованная история стремления и успеха, только с крабом, потому что крабик милый. В любом случае технически, визуально сыграно всё как по нотам, каждый кадр и каждый мазок каждого цвета на своём месте.

Возрождение – зачем тут использовано три (четыре, если считать «обложку) разных стиля, ясно, но на таком маленьком фрагменте это всё равно выглядит не очень хорошо. Кстати о вещах, которые не выглядят хорошо никогда: я уже говорила о полупрозрачных плашках и буду продолжать на этом настаивать. Тем более плохо, когда в эти самые полупрозрачные плашки вставлен текст, набитый шрифтом, место которому в лучшем случае в букваре, и наложено всё это поверх самого «рукотворного» куска манги: от простецкого разнобоя начинает дёргаться глаз. Экспозиционный кусок сделан неумело, чтобы понять кто из «четырёх избранных» получил какой дар, приходится пролистать назад и слегка напрячься. Да, это несколько секунд, но их хватает, чтобы выдернуться из повествования. Рисунок, если не принимать во внимание то отсутствующие, то чрезмерно, нарочито аккуратно разрисованные задники, достоен, пока художник не пытается (зачем-то) сделать SD – в эти моменты всё идёт к чертям. Раскадровка некомпетентна, как только показываемое требует больше трёх кадров на страницу, действие начинает неоправданно фрагментироваться при, кажется, отсутствующем сознательном подходе к общей конструкции, общему виду страницы целиком. Вдобавок размер кадра и вид плана практически не соотносятся. Сюжет на данном этапе представляет собой несколько шаблонных закидок, судить тут сложно.

Где лучше – какой интересный подход к перспективе. Этот комикс не берёт пленных и не оставляет шансов, всё, что хотят сказать, проговорят в мельчайших подробностях, железным молотком вобьют в головы читателей. Тонкий подход – не метод автора. Горшочек, не вари – называть этот набор нудных и местами агрессивно примитивных фраз «размышлением» оскорбительно. Разумеется, это диалог ничуть, ничем не похож на разговор живых людей, потому что говорят тут не люди, а Общие Идеи. Разумеется, рисунок в комиксе, показываемые события, никак не соотносятся с текстом, картинка тут нужна буквально просто как фон. Фон, кстати, так себе: та самая сомнительная перспектива, отсутствующие детали, топорная работа с цветом, странные позы героини и так далее.

Девочка и семечко – был в моём детстве мультфильм про тигрёнка. Он был милым! Мультфильм в смысле. Хотя и тигрёнок тоже. Ничего не могу с собой поделать, не воспринимать этот комикс как дурную перепевку не могу. Дурную перепевку со странным посылом: девка ведь и вправду ошалела, зря сидела над семечком, и то, что все они живут на подсолнухе, этого не меняет. И да, с принадлежность баллона про (как позже выяснится, удачное) выращивание кукурузы, тут проблемы. Контур для таких ярких цветов слабоват, он не организует их, а измельчает изображаемое, делая даже формально заполненные кадры пустыми.

Чаепитие у Говарда – для Лавкрафта маловато расизма, нет? Ладно, ладно, хорошо. Тут всё просто: пристойный скучный рисунок, в общем приличный текст, умеренно-дырявый сюжет (ну конечно же этот агент Бюро Расследований ни с кем не делился своими догадками, конечно же, его никто не будет искать и, конечно же, никому в голову больше не придёт приставать к уважаемому писателю – всё вполне в духе сильно средненького жанрового рассказа), но комикс – не комикс. Художник не настолько хорошо справляется с изображениями выражений лиц, чтобы дополнить смыслом занимающий большую часть пространства комикса диалог. Зачем этому тексту рисунок? Комиксом комикс является на буквально последних трёх кадрах и, ну правда, этого слишком мало.

Пробуждение – пере-носы на каж-дой строч-ке, хотя в остальном текст (если не иметь в виду минимум одну опечатку) оформлен хорошо. Очень скомкано, это – краткое изложение, а не готовая работа, ни настроиться, ни перестроиться не получается. Характеры меняются, не оформившись, неожиданный поворот не может считаться таковым, если опрокидываемое им представление о реальности ещё не сформировалось, история заканчивается до того, как успеваешь проникнуться её началом, сценарист убивает интерес на стадии зиготы. Рисунок притом эффектный, обладающий собственным в хорошем смысле тяжеловесным ритмом, собственной жёсткой поступью суровых чёрно-белых изломов. Жаль, что оценить картинку самостоятельно не получается – мешает навязанная текстом пробежка.

0 comments:

Отправить комментарий